Крупнейшие производители хлебобулочных изделий Санкт-Петербурга — финский концерн Fazer и компания «Каравай» — столкнулись с падением финансовых показателей по итогам 2018 года. Негативная динамика вызвана затяжным падением потребления хлеба и ростом издержек производителей в связи с подорожанием муки, пишет “Ъ”.Выручка от реализации хлебопекарного направления Fazer в России в 2018 году сократилась с €189,1 до €160,2 млн, сообщили в концерне. В компании пояснили, что негативная динамика продаж обусловлена общим снижением потребления хлеба на рынке и дополнительным падением спроса в летний период. Кроме того, на финансовый результат в евро подействовало снижение курса рубля в течение года, сказано в сообщении Fazer.Генеральный директор Fazer в России Владимир Калявин пояснил “Ъ”, что потребление хлеба значительно упало по отношению к советскому периоду. В дополнение к этому в прошлом году у производителей увеличились издержки, что связано прежде всего с ростом цен на зерно и муку, отметил он. В этих условиях «возможностей инвестировать было меньше, чем хотелось бы», говорит господин Калявин.Основной конкурент группы Fazer на петербургском рынке — ОАО «Каравай» — также продемонстрировал ухудшение финансовых показателей. Выручка предприятия по итогам 2018 года сократилась с 6,9 до 6,4 млрд рублей, чистая прибыль — с 264,9 до 172,5 млн рублей.Генеральный директор «Дарницы» Виктория Устименко отметила, что рынок просел из-за увеличения стоимости сырья. «В конце 2018 года — начале 2019 года мука подорожала на 50%, при этом цены на нашу продукцию с осени по март увеличились на 4–5%, а по идее должны были подняться на 15%»,— подчеркнула она. Согласно данным аналитической компании «ПроЗерно», в прошлом году оптовые цены на муку выросли более чем на 50%. В группе Fazer перспективным сегментом рынка считают категорию замороженных хлебобулочных изделий, которые выпекаются в месте продаж. В последние годы этот сегмент показывает двукратные темпы роста, говорит господин Калявин. В связи с этим концерн запустил линию по производству рустикальных хлебов на заводе в Москве, параметры и стоимость которой не раскрываются. «Дарница» планирует компенсировать неблагоприятную конъюнктуру за счет повышения эффективности и вывода на рынок новых продуктовых категорий, говорит госпожа Устименко. В прошлом году компания провела модернизацию производства для выпуска кексов, которые будет поставлять в Москву и другие регионы.Ухудшение финансовых показателей участников рынка во многом связано с изменением модели потребления, при которой население приобретает больше овощей и рыбы, чем хлебных изделий, говорит эксперт по инвестиционным стратегиям компании «БКС Брокер» Виктор Бондарович. Население начинает отдавать предпочтение хлебобулочным изделиям из маленьких пекарен у дома, а в моду вошли здоровое питание и «здоровый» хлеб с высокими вкусовыми качествами, добавляет аналитик ИК «Фридом Финанс» Анастасия Соснова.В 2018 году хлебобулочный рынок Петербурга просел примерно на 5–10%, а его дальнейшие перспективы не выглядят оптимистичными, учитывая, что потребление хлеба от года к году сокращается примерно на 2%, говорит госпожа Соснова.
Хлебобулочный рынок Петербурга не выглядит оптимистичным?
05
Июн